Волгодонск Новочебоксарск Ковров Котельники Сыктывкар Переславль-Залесский Протвино Новомосковск Киселёвск Сосенский
Компании

Поиск техники
Год    от:   до:
Цена  от:  до:


Дополнительно

Словарь специальных терминов


А
Б
В
Г
Автовоз
Автокран
Автономный отопитель
Автопоезд
Бортовой компьютер
Блокировка дифференциала
  Гидравлический усилитель руля
Гидролифт (гидроборт, «лопата»)
Гидропривод (ГУР)
Д
Е
Ж
З
Делитель      
И
К
Л
М
Интардер Круиз контроль Ленивец  
Н
О
П
Р
    Палета
Пневматическая подвеска
Ретардер
Рефрижератор
С
Т
У
Ф
Самосвал
Седло
Сдвижная крыша
Тент
Тягач
  Фаркоп
Фургон
Ц
Ч
Ш
Э
Центральная смазка
Цистерна
     
A
B
E
 
ABS
ASR
BDF EBS  

Шелкните по слову и страница прокрутится в нужное место, искомое слово будет сверху. Чтобы вернуться к списку слов, нажмите кнопку «Назад» вашего браузера.

А
Автовоз
Универсальное транспортное средство, предназначенное для перевозки легковых, грузовых автомобилей, микроавтобусов, прицепов, легких колесных тракторов. Разделены автовозы на две группы — для грузовых и легковых автомашин, причем для перевозки грузовиков преобладают полуприцепы, а для перевозки легковых — прицепы.

Автокран
Грузовик, с установленным на нем краном. У нас их чаще называют манипуляторами, хотя некоторые краны уже очень мало похожи на обычные манипуляторы. Такие краны имеют стрелы до 30 метров и грузоподъемность до 10 тонн на минимальном вылете. По типу установки краны могут быть за кабиной и сзади машины. Иногда попадаются и полуприцепы с кранами.

Автономный отопитель («вебасто»)
Они удобны для быстрого нагрева на длительных стоянках салонов передвижных амбулаторий, карет скорой медицинской помощи, могут поддерживать заданную температуру в прицепах и полуприцепах, отсеках контейнеров и фургонов, жилых вагончиках и мастерских на колесах, кабинах кранов, экскаваторов и другой спецтехники. Предполагается использовать при перевозке пассажиров, чувствительных к холоду грузов, отдыхе водителя в автомобиле. Разделяют воздушные и жидкостные отопители.
Автономный воздушный отопитель — отопительное устройство, работающее независимо от теплового режима самого транспортного средства. Отопители можно устанавливать в любом месте автомобиля как внутри, так и снаружи отапливаемой кабины (салона). Всасывание воздуха возможно как снаружи, так и из самого помещения.
Воздушные отопители, не допускающие угара, незаменимы при использовании в холодное время года в кабинах дальнобойных траков как в движении, так и на стоянках во время ночного отдыха водителей. Камера сгорания нагревает воздух, обтекающий ее снаружи под воздействием вентилятора, а безопасная эксплуатация воздушного отопителя обеспечивается выбросом продуктов сгорания топлива за пределы кабины или салона.
Элементы управления воздушным обогревателем по сути те же, что и у жидкостного подогревателя-отопителя. Правда, в данном случае чаще практикуется бесступенчатое регулирование температуры в обогреваемом помещении, а также возможность продувки кабины холодным воздухом.
Автономный жидкостный отопитель («Вебасто») — суть котел с теплообменником, через который встроенная помпа прогоняет антифриз из малого круга двигателя, доводя его температуру до 80 градусов. Также управляет печкой салона. При этом мотор не делает ни одного оборота. Питается от аккумулятора — работают все электронасосы — помпа для антифриза, помпа для бензонасоса и отопитель салона. Антифриз подогревается за счет сжигания топлива в специальной камере сгорания с теплообменником — где-то 0,5 литра в час для 5 киловаттного подогревателя.

Автопоезд
Тягач, который тянет от одного до четырех прицепов, общей длинной до 40 метров, управляемый одним или двумя водителями.

Б
Бортовой компьютер
Самое первое, на что способен бортовой компьютер, это отображать мгновенные параметры: текущее время, скорость автомобиля, обороты двигателя, температуру двигателя, температуру в салоне и температуру наружного воздуха, остаток топлива в баке, бортовое напряжение и т.д. С помощью маршрутного бортового компьютера вы будете мгновенно видеть неисправности систем автомобиля. Сигнал , можно не заметить, так же как и зашкалившую стрелку температуры двигателя в жаркий день. Маршрутный бортовой компьютер гарантированно известит вас о всех аварийных ситуациях такого рода.
Маршрутный бортовой компьютер гарантирует точность показаний в отличие от штатных систем. Все текущие маршрутные параметры выводятся в цифровом виде на дисплее высокого разрешения маршрутного бортового компьютера. Кроме того, маршрутный бортовой компьютер предоставляет точное название неисправностей в отличии от стандартного индикатора .

дифференциала
Дифференциал может быть заблокирован, если это необходимо, обеспечивая работу обоих колес, даже если одно колесо имеет плохое сцепление с дорожным покрытием, или полноценную работу одного колеса, если сцепление другого с дорогой полностью потеряно. Существуют несколько видов таких дифференциалов:
Дифференциал с автоматической блокировкой — такой дифференциал передает крутящий момент через фрикционы (диски сцепления), которые автоматически прекращают передачу на то колесо, которое начинает крутиться быстрее. Если одно из колес потеряло сцепление с дорогой или начинает крутиться быстрее при повороте, крутящий момент автоматически направляется на другое колесо.
Плюс данных дифференциалов в том, что они обеспечивают максимально хорошее сцепление с дорогой, и при этом они не баснословно дороги.
Дифференциал распределенной нагрузки — в дифференциалах распределенной нагрузки такой недостаток как возможность внезапной потери управляемости, являющийся основным для автоматических дифференциалов, решается путем контроля со стороны водителя. В этом случае от человека, сидящего за рулем, требуется выполнение определенных действий.
Такая конструкция предусматривает перераспределение крутящего момента на колесо, которое сохраняет сцепление с дорогой, но не полностью и не автоматически. Если одно из колес начинает проскальзывать водитель должен слегка нажать на тормоз, чтобы нагрузить это колесо, что обеспечит передачу крутящего момента на колесо, сохраняющее сцепление с дорогой. В сущности это автоматизированная, усовершенствованная конструкция, разработанная на основе идеи раздельных рычагов ручного тормоза. И точно также как и раздельные рычаги, такой дифференциал не оказывает отрицательного влияния на управляемость.
Дифференциалы с ручной блокировкой — в обычном режиме дифференциал полностью выполняет свои функции, а при включении пневмоблокиратора происходит полная блокировка. В зависимости от производителя механизм может быть электрическим, вакуумным или пневматическим. Он приводится в действие вмонтированной в приборную панель кнопкой. Дифференциалы с ручной блокировкой не оказывают отрицательного влияния на управляемость автомобиля в обычном режиме, и в то же время обеспечивают максимально эффективную работу колес при блокировке. Многие водители отдают предпочтение таким дифференциалам, так как считают их оптимальным решением.

Г
Гидравлический усилитель руля (ГУР)
Не только обеспечивает комфорт, но и повышает безопасность движения. Он помогает водителю сохранить контроль над автомобилем даже в случае разрыва передней шины. Надежность этого дорогостоящего устройства зависит от своевременного обслуживания.
К появлению усилителей привела необходимость снизить усилие, прилагаемое водителем к рулевому колесу, что особенно важно для грузовых автомобилей. Даже при сложном устройстве и, как следствие, высокой стоимости гидроусилители получили большое распространение благодаря тому, что помимо основной функции (усиления) они:
· позволяют уменьшить передаточное отношение рулевого механизма. Это снижает количество оборотов руля между его крайними положениями и, соответственно, увеличивает маневренность;
· смягчают удары, передаваемые на руль от неровностей дороги, снижая утомляемость водителя и помогая удержать руль при разрыве передней шины;
· сохраняют возможность управления автомобилем при выходе усилителя из строя;
· обеспечивают «чувство дороги» и кинематическое следящее действие.

Гидролифт (гидроборт, «лопата»)
Надежная система загрузки/разгрузки грузовых автомобилей. Потребитель, используя гидролифт, получает сразу тройной выигрыш: во-первых, в скорости погрузочно-разгрузочных работ, во-вторых, в удобстве и безопасности их проведения и, в-третьих, в скорости эксплуатации транспортного средства. В свою очередь усовершенствованные электрические соединения обеспечивают долголетнюю эксплуатацию и легкую установку гидролифта на грузовике.

Гидропривод
Прежде всего это наиболее простое преобразование крутящего момента первичного источника механической энергии (двигателя внутреннего сгорания — ДВС или электродвигателя) и передача гидравлической мощности гидродвигателям. Гидродвигатели преобразуют энергию потока рабочей жидкости (РЖ) в энергию выходного звена и передают ее исполнительным механизмам. Исполнительными механизмами в передаче энергии являются гидроцилиндры и гидромоторы. Первые служат для создания силы при возвратно-поступательном движении штоков, вторые — для создания крутящего момента на валу при вращательном движении.
Гидропривод дает возможность бесступенчато регулировать скорость движения и частоту вращения приводного ДВС, максимально использовать его мощность, повышать коэффициент использования, улучшать эксплуатационные качества машины. Небольшая инерционность обеспечивает хорошие динамические свойства привода, позволяет сократить время рабочего цикла и повысить производительность машины. В гидроприводе с высокомоментными гидромоторами передаточное число достигает 1000 и более, т. е. имеется возможность реализации больших передаточных чисел.

Д
Делитель
Дополнительная коробка передач, в которой поток мощности делится на две или три ветви. В ней больше зубчатых колес, которые имеют меньшие размеры, а следовательно, меньшие моменты инерции и окружные скорости. Применение таких схем объясняется желанием повысить срок службы трансмиссии при большой передаваемой мощности. Многоступенчатые трансмиссии создают на базе основной четырех-, пяти- или шестиступенчатой базовой соосной трехвальной коробки, присоединяя к ней дополнительную коробку. Обычно она имеет две передачи (прямую и понижающую) и обеспечивает удвоение числа передач. Применение трехступенчатой дополнительной коробки позволяет утроить число передач базовой коробки. Водитель в обоих случаях использует два органа управления: один базовой, другой дополнительной коробкой. Если передаточное число пониженной передачи в дополнительной коробке достаточно большое, чтобы увеличить общий диапазон, по крайней мере, вдвое, ее называют «демультипликатор». Если же она почти не увеличивает общий диапазон, а служит для получения «половинок» между передачами основной коробки, ее называют «делителем», имея в виду, что она делит имеющийся диапазон на большее число ступеней. Сегодня к базовой коробке часто пристыковываются две дополнительных — и спереди, и сзади. Естественно, одна из них является демультипликатором, другая — делителем.
Делитель имеет простую конструкцию и минимальное число зубчатых колес. КПД коробки с делителем практически не отличается от КПД базовой коробки, так как сохраняется число зубчатых зацеплений, передающих силовой поток. При передней установке недостатком делителя является увеличение крутящего момента на входе базовой коробки, что заставляет использовать в ее качестве более мощный, и соответственно, тяжелый агрегат. Эту проблему можно решить, установив делитель сзади, однако там обычно оставляют место для демультипликатора, установка которого спереди практически исключена из-за большого передаточного числа низшей передачи.

И
Интардер
Представляет из себя установленное после КПП электромагнитное или гидравлическое устройство, которое обеспечивает замедление автопоезда полной массой до 500 тонн без применения тормозов. Стоит отметить, что, в отличие от тормозной системы, износ интардера значительно меньше.

К
Круиз контроль
Поддерживает скорость на момент включения, прибавляя газ на подъемах (а на крутых подъемах и переключаясь на пониженную передачу, если машина оснащена автоматической коробкой передач) и уменьшая на спусках. При нажатии водителем педали тормоза или газа система моментально отключается. В качестве датчика скорости используется сигнал с тахометра или катушки зажигания (то есть измеряется не скорость движения, а частота вращения двигателя, которая прямо пропорциональна скорости на машинах с механической коробкой передач). Разумеется, переключать передачи круиз-контроль не умеет — если обороты продолжают падать даже при полностью нажатой педали газа, система просто отключается. На современных машинах с «электронной» педалью газа сигнал о скорости поступает с датчика спидометра и одометра, а выходной импульс идет непосредственно в «мозги» двигателя.

Л
Ленивец
см. «Подъемный мост».

П
Палета
Деревянный или пластиковый поддон, не допускающий повреждение груза при перевозке. Выпускаются палеты различных модификаций и размеров.

Пневматическая подвеска
Представляет собой четыре резиновые пневматические подушки, установленные вместо пружин, при этом амортизаторы остаются на привычных местах. Давление в подушках создается электрическим компрессором поршневого типа. Управление каждой подушкой осуществляется компьютером через электронный блок клапанов (по два клапана на подушку), а данные о положении подвески считываются через датчики высоты, установленные на каждом продольном реактивном рычаге. Несмотря на простоту конструкции, пневматическая система подвески обладает выдающимися функциональными возможностями, не ограниченными только защитой перевозимого груза. От других систем подвески она отличается повышенной жесткостью, что обеспечивает повышенное сопротивление крену и, следовательно, исключительную устойчивость автомобиля. Это свойство пневматической подвески может оказаться весьма важным для тех операторов, которые занимаются перевозкой тяжеловесных грузов.

Подъемный мост («ленивец»)
Выполняет поддерживающую функцию при превышении заданного порога грузоподъемности. Как правило, это около 8000 кг. Мост опускается как в автоматическом, так и в ручном режиме. Полуприцепы также все чаще получают подъемный мост, который как правило работает только в автоматическом режиме и снижает общую грузоподъемность ввиду утяжеления конструкции.

Р
Ретардер
Устройство, дополняющей рабочую тормозную систему грузовика, седельного тягача или туристического автобуса.
Главная задача ретардера — помочь рабочим тормозам на горных дорогах.
Существует два типа ретардеров — гидродинамический и электромагнитный. В гидродинамической разновидности тормозное усилие воспринимает масло, находящееся в рабочей полости между ротором и статором. Приводимый в рабочее состояние от трансмиссии грузовика ротор взаимодействует через масло со статором. В результате этого энергия торможения преобразуется в тепловую, отводимую от ретардера в атмосферу. В новых моделях этих устройств система охлаждения ретардера объединена с системой охлаждения двигателя, что не только делает конструкцию проще и легче, но и позволяет достичь большей стабильности температурного режима работы. Особенность гидродинамического ретардера состоит в том, что для достижения эффективного торможения ему необходимы достаточно высокие обороты.
В электромагнитном ретардере при вращении ротора возникающее магнитное поле взаимодействует с полем электромагнитов статора и замедляет движение автомобиля. Хотя электромагнитные ретардеры и тяжелее гидродинамических, они имеют существенное преимущество: начинают эффективно работать практически с холостых оборотов.
И гидродинамические, и электромагнитные замедлители нашли вполне определенное место в списке заказного оборудования всех ведущих производителей. В эффективности и безопасности тормозной системы с ретардером уже давно никто не сомневается.

Рефрижератор
Грузовик, оснащенный рефрижераторным фургоном. Рефрижераторы бывают трех типов — электрические, дизель-электрические и аккумулирующие холод. Электрические чаще всего работают от генератора, установленного на КПП грузовика. Данная конструкция имеет существенный недостаток — отбирает часть мощности у двигателя. Дизель-электрические агрегаты более гибкие, поэтому их применение самое частое. И наиболее редки так называемые аккумуляторы холода, которые на стоянке набирают холод в специальные аккумулирующие емкости, а потом в течение дня автономно поддерживают этот холод. Чаще всего такую конструкцию имеют развозные грузовики и низкотемпературные (-40 град.) рефрижераторы.

С
Самосвал
Конструкция грузовика, позволяющая переворачивать кузов с содержимым, а также оставлять его для наполнения в любых местах. Самосвалы различают также по типу разгрузки — заднему, или 2-х, 3-х стороннему.

Седло
Устройство, предназначенное для сцепки тягача и прицепа (полуприцепа). Седло может быть стационарное и подвижное. Кроме того есть компактные типы седла для установки на так называемые тягачи «мега» с высотой седла 1050 мм.

Сдвижная крыша
Опция, устанавливаемая на грузовики, позволяющая быстро и эффективно сдвинуть крышу. Данная опция необходима, если Вы планируете частые перевозки с верхней погрузкой. Как правило, полуприцепы со сдвижной крышей имеют также быстросъемный каркас крыши, для облегчения процесса верхней погрузки.

Т
Тент
Обеспечивает защиту груза, как правило, устанавливается на бортовые грузовики. Современные тенты устанавливаются без жесткого ограждения кузова, так как их сопротивление нагрузке приблизилось к фургонам.

Тягач
Тягач — грузовой автомобиль предназначеный для работы с прицепами или полуприцепами. Тягач в сцепе с прицепом (полуприцепом) называется автопоездом. Типы тягачей:
— Тягачи для работы с прицепами
Седельные тягачи — для работы с полуприцепами

Ф
Фаркоп
Тягово-сцепное устройство.

Фургон
Двухъобъемный грузопассаражский кузов с одним или двумя рядами сидений. Второй ряд, как правило, отличается стесненными посадочными размерами (схема «2+1» или «2+2»). Боковых дверей две или три. Одна из них предназначена для грузового помещения, которое отделяется от места водителя жесткой перегородкой. В задней стенке кузова еще одна грузовая дверь. Часть кузова, отведенного под грузовое помещение, может обладать большей высотой.

Ц
Центральная смазка
Автоматическое устройство, с помощью компрессора подающее смазку во все узлы и агрегаты грузового автомобиля.

Цистерна
Помимо бензовоза и битумовоза есть химические, пищевые и так называемые «сило» для сыпучих грузов. Как правило, пищевые цистерны изотермические и часто еще оснащены и подогревом.

A
ABS
Антиблокировочная система колес, предназначена для недопущения блокировки всех четырёх колёс при экстренном торможении или торможении на скользкой дороге. Если в момент торможения какое-нибудь из колес блокируется, то датчик частоты вращения этого колеса даст информацию на компьютер, а он, в свою очередь, примет решение и подаст сигнал на основной блок, в результате, давление тормозной жидкости в тормозной магистрали снизится и колесо разблокируется. В этот момент датчик даст сигнал о том, что колесо снова вращается и давление в тормозной магистрали восстановится. Колесо вновь заблокируется и произойдет действие описанное выше. И так колесо будет то блокироваться, то разблокироваться, аналогично торможению на скользкой дороге прерывистыми нажатиями на педаль тормоза.

ASR
Система регулирования привода ведущих колес.
Предотвращает пробуксовывание ведущих колес при разгоне. Является компонентом ESP.
При неблагоприятных условиях ASR значительно облегчает или же только благодаря ей вообще становится возможным трогание с места, разгон и движение в гору.
Принцип действия: ASR работает в автоматическом режиме, то есть без участия водителя. С помощью сенсоров ABS устройство контролирует частоту вращения ведущих колес. При пробуксовывании колес происходит сокращение частоты вращения вала двигателя и тем самым приводится в соответствие тяговое усилие с дорожными условиями. Устройство работает во всем диапазоне скоростей.
Устройство работает вместе с ABS. При неисправности ABS не будет работать и ASR. Условием бесперебойной работы ASR является установка однотипных шин на все четыре колеса автомобиля. Неодинаковые шины могут привести к нежелательному снижению мощности двигателя.

B
BDF
Обозначение грузовика со сменным кузовом.

E
EBS
Тормозная система с электронным управлением.

При составлении словаря были использованы материалы с www.gruzoviki.nm.ru.